ПЕДАГОГАМ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем дкмать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении воспитанника от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и развитие, то есть о пропаганде различной направленности.
Понятие информационной безопасности.
Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.
На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:
- доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
- целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
- конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).
Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.
Основные угрозы информационной безопасности
Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными.Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:
Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:
Преднамеренные воздействия - это целенаправленные действия нарушителя.. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:
Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:
Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доспут. Он использует любую ошибку в системе защиты и возможет при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.
Каналы несанкционированного доступа, по которым возможно осуществить хищение, изменением или уничтожение информации:
Через человека:
Через программу
Через аппаратуру.
Особо следует отметитьугрозы, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.
Обеспечение информационной безопасности.
Формирование режима информационной безопасности - проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:
Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:
Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты.
Специалисты, имеющие отношение к системе защиты должны полностью представлять себе принципы ее функционирования и в случае возникновения затруднительных ситуаций адекватно на них реагировать. Под защитой должна находться вся система обработки информации.
Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность. Надежная система защиты должна буть полностью протестирована и согласована. Защита становится более эффективной и гибкой, если она допускает изменение своих параметров со стороны адми нистратора.
Рекомендации по организации работы в информационном пространстве.